2021 отчЁт об устойчивом развитии

ENVIRONMENTAL

Управление охраной окружающей среды

«Норникель» стремится внести значимый вклад в сохранение природного богатства и естественного уклада жизни регионов присутствия. Компания уделяет внимание охране окружающей среды на каждом этапе производственного процесса, прилагает необходимые усилия для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и рационального использования природных ресурсов. «Норникель» соблюдает требования действующего законодательства и международных соглашений.

Для улучшения показателей в сфере защиты окружающей среды в 2021 году детализирована и утверждена Стратегия в области экологии и изменения климата. Новая экологическая стратегия Компании охватывает шесть основных областей воздействия на окружающую среду: изменение климата, воздух, вода, хвостохранилища и отходы, почва и биоразнообразие, а также учитывает ожидания заинтересованных сторон, их вовлечение и коммуникацию. В стратегии определены 18 целей̆ в области экологии и изменения климата, более подробная информация о которых представлена в разделе «ESG-стратегия «Норникеля».

В «Норникеле» функционирует система распределения ответственности за охрану окружающей среды между различными органами управления в соответствии с их компетенциями.

GRI 102-26

Орган
Зоны ответственности
Совет директоров
  • Утверждение стратегий и политик в области охраны окружающей среды.
Комитет Совета директоров по устойчивому развитию и изменению климата
  • Рассмотрение вопросов, связанных с экологией и изменением климата, формирование рекомендаций для Совета директоров
Вице-президент по экологии и промышленной безопасности
  • Организация разработки мероприятий и контроль выполнения требований законодательства по охране окружающей среды;
  • Оценка результативности функционирования системы экологического менеджмента;
  • Отчетность перед Советом директоров.
Департамент экологии
  • Формирование ответственной политики по минимизации негативного воздействия на окружающую среду и восстановлению экосистем в регионах деятельности Компании;
  • Эффективное управление экологическими рисками;
  • Обеспечение деятельности Компании в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, экологической политики и стандарта ISO 14001:2015;
  • Профильная экспертиза проектов развития Компании.
Центр экологического мониторинга
  • Проведение проверок экологической безопасности непосредственно на производственных объектах Компании, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую среду;
  • Разработка и внедрение автоматизированной системы мониторинга экологи- ческой безопасности;
  • Контроль за исполнением требований, предписаний государственных надзорных органов, а также внутренних требований и мероприятий Компании в области экологической безопасности;
  • Контроль выполнения мероприятий в области экологической безопасности, содержащихся в проектной документации объектов капитального строительства, реконструкции, модернизации при выполнении строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
  • Контроль полноты разработанных документов по предотвращению чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями, достаточности средств и готовности сил к реагированию на ЧС, а также ликвидации их последствий.
Инспекция по мониторингу технико-производственных и экологических рисков
  • Проверка правильности оценки экологических и технико-производственных рисков в части уровня вероятности и уровня воздействия согласно действующим корпоративным методикам.
Производственные подразделения
  • Реализация природоохранных мероприятий, федеральная статистическая и корпоративная отчетность.

Ключевые регулирующие документы в области охраны окружающей среды:

  • Природоохранное законодательство Российской Федерации;
  • Стратегия ПАО «ГМК «Норильский никель» в области экологии и изменении климата;
  • Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» по оценке воздействия на окружающую среду;
  • Политика по использованию возобновляемых источников энергии;
  • Экологическая политика ПАО «ГМК «Норильский никель»;
  • Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области изменения климата;
  • Политика ПАО «ГМК «Норильский никель» в области управления хвостохранилищами;
  • Программное заявление ПАО «ГМК «Норильский никель» о сохранении биологического разнообразия;
  • Программное заявление ПАО «ГМК «Норильский никель» в области управления водными ресурсами;
  • Утвержденные нормативы и лимиты воздействия на окружающую среду;
  • Планы снижения выбросов загрязняющих веществ;
  • Планы снижения сбросов загрязняющих веществ.

Ключевые политики в области охраны окружающей среды утверждаются Советом директоров, пересматриваются и совершенствуются на регулярной основе. Обучение по политикам и нормативным документам провоиспользования природных ресурсов. «Норникель» соблюдает требования действующего законодательства и международных соглашений. Для улучшения показателей в сфере защиты окружающей среды в 2021 году детализирована и утверждена Стратегия в области экологии и изменения климата. Новая экологическая стратегия Компании охватывает шесть основных областей воздействия на окружающую среду: изменение климата, воздух, вода, хвостохранилища дится в соответствии с ежегодными (ежеквартальными) планами по обучению работников по структурным подразделениям.

Принцип предосторожности

GRI 102-11

Оценка возможных последствий деятельности Компании является частью ее риск-менеджмента. При планировании и реализации каждого проекта с привлечением квалифицированной экспертизы проводится анализ его рисков, оценка воздействия и потенциальных последствий, что соответствует корпоративному Регламенту управления рисками инвестиционного проекта ПАО «ГМК «Норильский никель». По результатам анализа при выявлении существенных рисков разрабатываются мероприятия по их снижению вплоть до принятия решения об отказе от проекта.

«Норникель» соблюдает требования законодательства РФ в области охраны окружающей среды при планировании и в процессе производственной деятельности. В рамках государственной экспертизы проектно-изыскательная документация по всем реализуемым Компанией проектам проходит оценку на соответствие требованиям действующего законодательства.

Система экологического менеджмента

В «Норникеле» уже более пятнадцати лет в рамках корпоративной интегрированной системы менеджмента в области качества и экологии функционирует система экологического менеджмента, включающая в себя управление вопросами в области производства, управления проектами, хранения, поставок и продаж продукции.

С целью подтверждения соответствия системы экологического менеджмента Компании требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 аудиторами международного органа по сертификации Bureau Veritas Certification (BVC) ежегодно проводятся надзорные, а раз в три года — ресертификационные аудиты.

В марте‒апреле 2021 года был проведен ресертификационный аудит системы экологического менеджмента в Главном офисе, на производственных площадках Заполярного филиала в г. Норильске, Заполярного транспортного филиала в г. Дудинка и Мурманского транспортного филиала в г. Мурманске. По результатам аудиторами сделаны выводы о том, что Компания продемонстрировала результативное внедрение, поддержание и постоянное улучшение Корпоративной интегрированной системы менеджмента, подтвердила соответствие требованиям ISO 14001:2015 и получила сертификат соответствия на новый (шестой) сертификационный период.

Помимо этого, в ноябре 2021 года был проведен надзорный аудит, позволяющий определить результативность действующей в Компании системы экологического менеджмента и проверить ее соответствие стандарту ISO 14001:2015. Аудиторами была высоко оценена актуализированная в 2021 году Экологическая политика Компании, которая демонстрирует лидерство высшего руководства Компании в решении экологических задач.

Затраты на охрану окружающей среды

GRI 307-1

Сумма средств, взысканных в качестве возмещения ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства в 2021 году составила более 146,2 млрд рублей, из которых наиболее крупным является выплата ущерба за разлив дизельного топлива на ТЭЦ-3 АО «НТЭК» в мае 2020 г. Сумма штрафов, связанных с воздействием на окружающую среду, полученных Компанией в 2021 г., не превышает 12 млн рублей.

Затраты и расходы на охрану окружающей среды, млн ₽

Вид затрат
2017
2018
2019
2020
2021

Вид затрат

Текущие затраты на охрану окружающей среды

2017

20 907,06

2018

19 161,00

2019

21 579,19

2020

21 812,90

2021

18 076,68

Вид затрат

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

2017

4 981,95

2018

12 607,28

2019

17 006,12

2020

10 380,65

2021

31 928,04

Вид затрат

Плата за допустимые и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления

2017

626,79

2018

695,18

2019

886,90

2020

2 420,83

2021

2 563,56

Вид затрат

Средства, взысканные в возмещение ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства (кроме штрафов, уплаченных за экологическое воздействие)

2017

244,31

2018

1,53

2019

0

2020

8,49

2021

146 205,23

Вид затрат

Затраты и расходы, связанные с экологической сферой

2017

26 760,22

2018

32 464,99

2019

39 472,21

2020

34 622,91

2021

198 773,51

Удельные показатели воздействия на окружающую среду

Вид затрат
Ед. измерения
2017
2018
2019
2020
2021

Вид затрат

Удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

Ед. измерения

т/млн руб.*

2017

3,44

2018

2,64

2019

2,22

2020

1,75

2021

1,25

Вид затрат

Удельный забор воды

Ед. измерения

тыс. м3/млн руб.

2017

0,63

2018

0,49

2019

0,36

2020

0,34

2021

0,26

Вид затрат

Удельное водопотребление

Ед. измерения

тыс. м3/млн руб.

2017

2,50

2018

1,94

2019

1,53

2020

1,31

2021

0,97

Вид затрат

Удельные сбросы сточных вод

Ед. измерения

тыс. м3/млн руб.

2017

0,28

2018

0,23

2019

0,16

2020

0,18

2021

0,15

Вид затрат

Удельный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод

Ед. измерения

т/млн руб.

2017

0,40

2018

0,32

2019

0,24

2020

0,22

2021

0,18

Вид затрат

Удельное образование отходов

Ед. измерения

тыс. т/млн руб.

2017

0,06

2018

0,04

2019

0,04

2020

0,13

2021

0,12